Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения новых банковских продуктов и услуг.
Нововведения в банковском бизнесе включают в себя не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Инновации
являются важнейшим фактором стабильности функционирования банков и обеспечивают их экономический рост.

Новая банковская услуга - комбинированная, либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка. 
Реализуемые на рынке новые банковские продукты и услуги в их совокупности представляют собой банковские инновации.

Итак, как синтетическое понятие, банковская розничная инновация, или совокупность новых банковских розничных услуг - это результат деятельности коммерческого банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли.
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:
- новизна;
- удовлетворение рыночного спроса;
- коммерческая реализуемость.

В данном случае необходимо обосновать понятие «новизны» применительно к внедрению именно новых банковских розничных услуг:
1) любая розничная услуга, самостоятельно разработанная банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевшая ранее аналогов на рынке, является новой;
2) любая розничная услуга, уже имеющаяся в спектре услуг банка и используемая на одном из рынков, но выведенная на другой розничный рынок - также является новой;
3) любая розничная услуга, внедряемая банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющейся на рынке розничных банковских услуг, также является новой.

Вышеизложенное позволяет однозначно сделать вывод, что понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования коммерческого банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и так далее, либо создают условия для всего перечисленного.