Совершенствование банковского надзора в России должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать.

Ключевым компонентом глобального надзора является поддержание контактов и информационный обмен с другими органами надзора,  имеющими отношение к  поднадзорным  банкам,  особенно  с  органами  надзора той страны, на территории которой зарегистрированы подобные банки.

Системой  надзора должны  приниматься  во  внимание  типичные  черты  и  наиболее  часто встречающиеся риски,  характерные для  данной  инфраструктуры.  Каждая страна  должна решить,  в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими  требованиями,  связанными  с  конкретными  рисками  и   общей рыночной   конъюнктурой.

Более  того,  функция  банковского  надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения  рынка.

Основными макроориентированными целями банковского надзора являются:
- защита вкладчиков   от   неэффективного управления банками и мошенничества;
-   поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков» (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство  нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
-  защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.

В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет  обязанности по надзору с другими государственными органами.

В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки.

В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах). В зависимости от особенностей отдельных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются.

В ряде стран ,например в Великобритании , акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки .

При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмами, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.
Центральные банки упомянутых стран получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы, а также ежемесячные или квартальные отчеты коммерческих банков с информацией о платежеспособности, ликвидности банка, открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах, а также концентрации кредитных рисков, страновых рисках.

В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Нидерландах и Франции обязаны незамедлительно информировать центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка, или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами , которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило, функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.
Деятельность надзорных органов регламентируется системой законов и других правовых актов, отражающих особенности исторического и экономического развития государства.