В процессе развития коммерческого банка происходят события, связанные с его становлением на рынке банковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в целях извлечения прибыли, формирование капитала, распределение прибыли и др. Строится стратегия развития банка — прорабатываются программы увеличения ресурсов по различным направлениям и, соответственно, размещения активов. Проводятся техническое оснащение, найма дополнительного персонала при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными стандартами.


Возможно, на этом этапе развития банка более тщательному анализу следует подвергнуть структуру активов и формирования пассивов. Существующая нормативная база по чисто формальным количественным показателям устанавливает границы для соотношений активов, пассивов, капитала, доходности, резервов. При этом из поля зрения выпадает тот факт, что пассивы могут иметь практически один источник (скажем, средства населения, депозит одного крупного клиента) или существенно преобладающую сферу размещения активов (государственные ценные бумаги, межбанковский рынок, валютные операции, комиссионные за определенные услуги).


Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние ее отдельных элементов — банков — во многом определяются ранним обнаружением признаков финансовой нестабильности, выяснением причин ее возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации.

Можно предположить, что с позиций рационализации процесса выявления проблемного коммерческого банка (с последующим анализом причин и принятия решения относительно дальнейших мероприятий) изучение финансовых показателей банка, характеризующих его ликвидность, целесообразно вести по нисходящей — от более общих показателей к более конкретным. Если дела у банка обстоят неблагополучно, то диагноз можно поставить по первым наиболее общим финансовым показателям, что, естественно, не отменяет дальнейшее углубленное изучение.

 

В преобладающем в настоящее время в надзорной практике подходе фиксируются уже свершившиеся факты, а действия надзорных органов сводятся к применению санкций. По-моему, и здесь акцент должен быть перенесен на стадию предварительного обнаружения потенциальных негативных моментов. При этом анализ должен проводиться под углом зрения платежеспособности банка, а не ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко разграничены.

Банковское сообщество в России далеко неоднородно, что и обуславливает необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполнения надзорных функций. В определенной степени таким задачам отвечает, в первую очередь, группировка банков по величине. В мировой практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и механистичность такого подхода, в размерные группы все же попадают банки приблизительно одного направления — по капиталу, активам, числу и характеру учредителей, природе и источникам акционерного капитала и, соответственно, основным сферам привлечения ресурсов и размещения активов.

Механизм ранней диагностики на основе обобщенных данных предусматривает составление прогнозов развития банковской системы и выработку рекомендаций по созданию условий для исправления ситуации (или закрепления положительных тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного порядка.

Такой надзор ведется в настоящее время лишь на общегосударственном уровне. Однако он, как показывает практика, неэффективен без осуществления аналогичного надзора на всех основных региональных денежно-кредитных рынках.

 

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.

 

Осуществление надзора за банковской системой на региональном уровне предусматривает:
-    постоянный комплексный мониторинг за состоянием дел на денежно-кредитном рынке с систематическим обобщением обработанных по единой методике данных;
-    делегирование дополнительных полномочий территориальным управлениям в целях максимально гибкого воздействия на процессы, происходящие в данном регионе.

Последнее, освобождая центральный аппарат от мелких текущих проблем, позволит ему сосредоточиться на наиболее значимых для всей национальной денежной системы участках работы.