Навигатор по разделам

Инновации и кризис. Часть 3. Российский парадокс

Продолжение цикла | Начало: часть 1 - Российские проблемы |  часть 2 - Новые возможности  | 

 

Откуда же берутся инновационные возможности? Как ни странно, возможности для успешных инноваций заложены в изменении окружающей среды. Неожиданный успех или неудача, демографические изменения, изменения на рынках, возникшее несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями ее потребителей, обнаруженные противоречия во внутренней логике технологических процессов, новое знание или технология - все это может стать источником инновационных возможностей.

Предприниматели, нацеленные на новшества, совершают огромное число различных действий — новый продукт, новая услуга, новая форма досуга, новый процесс производства и так далее. Не оправдавшие себя предпринимательские усилия тихо уходят, освободив ресурсы для нового начинания. Возникая и исчезая сотнями, инновационные предприятия перерабатывают огромное число новых идей, прощупывают тысячи новых возможностей для роста, дают экономике и обществу мощные импульсы для обновления.
Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, что заставляет выйти на первый план интеллектуальную составляющую товара и услуги. Основные доходы предприятий в новой экономике основываются на оригинальных идеях, а также технологиях и моделях ведения бизнеса. Следовательно, наукоемкие продукты становятся определяющим фактором экономического роста.

Обработка и обмен информацией становятся более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании).

Фокус новой экономики окончательно смещается с производства товаров на оказание услуг: большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или обработки информации. Особое значение приобретает уже не физическая составляющая капитала, но капитал человеческий.

На первый взгляд, российская экономика находится сейчас не на той стадии, чтобы успешно конкурировать со своими западными коллегами. Однако, ни для кого не секрет, что российские специалисты очень успешно выживают в этих же условиях и пользуются устойчивым спросом. Это объясняется тем, что российская действительность вынуждает быть гибким, легко приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать в целях выживания. Иностранные коллеги не всегда имеют столь же мощные стимулы для постоянного развития, а, следовательно, проигрывают в конкурентной борьбе.

Складывается удивительный парадокс. Российские специалисты весьма конкурентоспособны, а российские предприятия никак не могут выйти даже на средний уровень.
К сожалению, парадокс базируется на истории формирования нашего бизнеса: в условиях неустойчивой законодательной базы и общей смуты политических и экономических подходов гораздо проще заработать на перепродажах, чем на производстве чего-то нового.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? 

Продолжение следует

Поиск